+ 7 (473) 220-48-98
220-55-98, 220-41-48
В настоящее время в нашей стране есть большое количество сборных бетонных элеваторов, находящихся в аварийном состоянии, эксплуатируемых и не эксплуатируемых. При проектировании и строительстве этого типа элеваторов планировался срок их работы 50-70 лет в зависимости от задач, стоящих перед зернохранилищем (хранение или производство) и, как следствие, оборота зерна. Во многих случаях этот срок либо уже прошел, либо наступит в ближайшее время. Перед собственником возникает вопрос, что делать с таким активом, так как качественно и безопасно хранить в нем зерно не представляется возможным. Есть варианты сноса элеватора, с последующим строительством на этой площадке нового зернохранилища или все же произвести реконструкцию и вдохнуть в элеватор новую жизнь, используя при этом меньшие капитальные вложения, чем в первом случае.
Зачастую собственники зернохранилищ вкладывают средства в новые проекты, строят современные зернохранилища, но при этом экономят на обслуживании и ремонте существующих элеваторов. К сожалению, это приводит к плачевным последствиям. В последнее время стало известно сразу о нескольких случаев разрушения стен сборных силосов на разных предприятиях, огромная масса зерна высыпалась наружу, а элеватор естественно не может больше быть годным для эксплуатации. Такие аварии могут привести не только к разрушению зданий и потери большого количества элеваторных мощностей, но и к человеческим жертвам.
Чтобы этого избежать предлагается комплекс мер. Но первым делом следует разобраться что же является причиной для разрушения конструкций элеватора?
1. Подходит к концу предусмотренное проектом время эксплуатации данного типа силосных корпусов.
2. Во время эксплуатации данных сооружений периодически или постоянно нарушались режимы и схемы загрузки силосов.
3. Отсутствие на протяжении ряда лет своевременных мероприятий по проведению ремонтных и профилактических работ
4. Нарушения технологии производства работ при выполнении СМР.
5. Проектные решения, введенные с целью экономии и рационализации, негативно сказавшиеся на надежности конструкции и на срок их эксплуатации.
Характерными дефектами бетонных силосных корпусов с истекающим нормативным сроком эксплуатации являются:
1. Трещины, разрушения и деформации конструкций фундамента.
2. Трещины и разрушения конструкций колонн, балок и капителей подсилосного и надсилосного этажей.
3. Образование трещин, в дальнейшем разрушение выпускных воронок силосов.
4. Разрушение наружных и внутренних швов между элементами силосов сборного элеватора и разрушения бетонных стен монолитных элеваторов с нарушением герметичности, а иногда, и несущей способности стен.
5. Плиты покрытия, м/конструкции переходных галерей, ветровые связи.
Капитально - восстановительный ремонт силосов.
В результате многократной загрузки - выгрузке силосов зерном происходит физический износ здания, ухудшение технических и связанных с ними эксплуатационных показателей здания, вызванное объективными причинами. Стены воспринимают разнонаправленные нагрузки, в результате
которой в теле бетона в отдельных местах возникают трещины, в основном вертикального направления. Образование трещин также связано с наличием пересыпных окон, через которые происходит перетечка зерна, сопровождающаяся дополнительными нагрузками. Со временем трещины раскрываются и, зачастую, стена разламывается как внутри силосного корпуса, так и с наружной стороны. В результате силосный корпус приобретает ограниченно - работоспособное техническое состояние или аварийное. Эксплуатация таких зданий и сооружений запрещена.
В данной ситуации владельцу предприятия с помощью специализированной организации необходимо произвести оценку технического состояния. Требуется установить степень повреждения и категории технического состояния строительных конструкций и сооружения в целом, обеспечить систему контроля за степенью и скоростью изменения технического состояния объекта и получить техническое заключение по обследованию силосного корпуса.
Следующий этап - это выполнение проекта по капитально-восстановительному ремонту силосного корпуса, т.е. разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих доведение эксплуатационных качеств конструкций, пришедших в ограниченно работоспособное состояние, до уровня их первоначального состояния. Это могу быть как мероприятия, связанные с капитально-восстановительным ремонтом, так и технологические мероприятия, вплоть до изменения конфигураций силосов, к примеру, превращение 9-ов в 3-ки.
Последний этап, самый ресурсоемкий – производство СМР по капитально-восстановительному ремонту элеватора. При этом следует понимать, что в первую очередь необходимо выполнить комплекс работ по ремонту фундаментов и конструкций подсилосного этажа и только после это приступать силосов элеватора.
Сборные элеваторы. Ремонт стен силосов сборных элеваторов делят на несколько этапов.
- Проверка затяжки и наличия шпилек, соединяющих элементы силосов.
- Ремонт швов соединения элементов стен специальным составом.
- Ремонт трещин в элементах вышеперечисленным методом с углекомпозитом.
- Восстановление недостающих элементов стен. Для этого в этом месте делается объемный арматурный каркас, повторяющий форму сога, собирается двухсторонняя опалубка, куда заливается специальная смесь, быстро набирающая прочность. При этом прочность восстановленных элементов в результате лабораторных исследований превосходит прочность заводских элементов.
Монолитные элеваторы. Ремонт стен силосов монолитных элеваторов делят на несколько этапов:
- Ремонт трещин в элементах вышеперечисленным методом с углекомпозитом.
- Восстановление разрушенных участков стен. Данная работа может проводиться как гильзованием всего силоса, методом торкретирования, когда внутри силоса формируется новая армированная бетонная обойма, так и локально таким же методом как восстанавливаются недостающие элементы сборного элеватора.
Надсилосный этаж и кровля. Попадающая через кровлю и плиты покрытия силосов атмосферная влага способствует разрушению конструкций элеватора и ухудшает качество хранения зерна в силосах. Поэтому одним из первых этапов капитально-восстановительных работ на элеваторе должно быть восстановление герметичности кровли и ограждающих конструкций.
Фасад. Нельзя также забывать и о фасаде элеватора, безусловно, он является лицом предприятия и виден издалека, создает впечатление о предприятии на котором он находится. Кроме этого, через разрушенные швы сборных элементов трещины в бетонной поверхности в силоса проникает влага, что пагубно вредит на хранящееся в них зерно. Наружный окраска стен силкорпусов и рабочего здания фасадными красками, имеющими водооталкивающие свойства, дополнительно способствуют сохранению дорогостоящих сооружений.
Статья составлена на основании богатого опыта ремонтных работ компании ООО «Волгохлебстроймонтаж», являющейся партнерами ООО «НПП «ЗСК».