... ...

ЦИНКНАПОЛНЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ЗАО НПП ВМП ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ МОСТОВЫХ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ

ЦИНКНАПОЛНЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ЗАО НПП ВМП ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ МОСТОВЫХ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ

ЦИНКНАПОЛНЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ЗАО НПП ВМП ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ МОСТОВЫХ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ
журнал
«Транспортное строительство» 04.2002г
авторы
И.В. Фришберг, О.Ю. Субботина, О.В. Ярославцева, Н.И. Штырба
Полное описание

Сложные условия эксплуатации мостовых металлоконструкций в сочетании с повышенными требованиями к их техническому состоянию и безопасности определяют необходимость применения надежных средств противокоррозионной защиты.

Хорошо известно, что наиболее длительную защиту стали от коррозии в атмосфере обеспечивают цинковые покрытия, которые при необходимости могут перекрываться лакокрасочными материалами [1-2]. Однако, их нанесение традиционными методами (горячее цинкование, металлизация, электрохимическое осаждение) на крупногабаритные металлоконструкции, например такие как, мостовые, технически трудноосуществимо, и поэтому на практике не используется.

Единственным эффективным способом, позволяющим реализовать уникальные свойства цинка при защите подобных объектов, является технология «холодного цинкования» [3]. Она заключается в применении лакокрасочных материалов, которые в качестве пигмента содержат высокодисперсный порошок цинка. Пленкообразующая основа может быть различной: силикатной (органо/неорганической), эпоксидной, полиуретановой и т.д.

Такие цинкнаполненные композиции (ЦНК) наносят на конструкцию обычными лакокрасочными методами: распылением, валиком, кистью. После высыхания в естественных условиях они образуют на поверхности покрытие с высоким содержанием цинка (как правило, более 85 мас.%). Благодаря этому цинкнаполненное покрытие (ЦНП) способно защищать сталь катодно, подобно цинковым металлическим покрытиям: при воздействии на покрытие агрессивной среды или при появлении на нем дефекта окисляется цинк, предотвращая коррозию стали и обеспечивая «залечивание» повреждения (рис.1,а). Этот механизм защиты называют также протекторным.

защита от коррозии металлоконструкций

Вместе с тем, ЦНП присущ и типичный для лакокрасочных покрытий барьерный механизм защиты: накопление в микропорах покрытия нерастворимых продуктов коррозии цинка препятствует доступу агрессивных агентов к стали. Роль этого механизма возрастает в процессе эксплуатации.

Таким образом, занимая промежуточное положение между металлическими и лакокрасочными покрытиями, ЦНП сочетают достоинства как тех так и других. Это обусловливает уникальность их защитных свойств (табл.1).

Таблица 1. Преимущества цинкнаполненных покрытий.

Преимущества ЦНП по сравнению:
с горячим цинкованием с обычными лакокрасочными материалами
1. Более медленное окисление цинка в ЦНП за счет изоляции частиц порошка оболочками связующего и продуктами коррозии цинка. Как следствие – более высокий срок службы при равном содержании цинка на единицу площади поверхности 1. Протекторный (катодный) механизм защиты. Отсутствие интенсивной подпленочной и нитевидной коррозии в местах дефектов покрытия при эксплуатации (рис.1,б)
2. Простота и удобство нанесения любыми лакокрасочными методами, возможность нанесения в заводских и полевых условиях, возможность нанесения на крупногабаритные конструкции 2. Более длительные сроки службы (в 2-10 раз), как следствие – экономичность за счет сокращения затрат на ремонты
3. Ремонтопригодность 3. Пожаробезопасность покрытий за счет большого содержания металла в покрытии

Традиционно мостовые металлоконструкции защищают от коррозии лакокрасочными материалами по схеме: «грунтовка + покрывная атмосферостойкая эмаль». Считается [1,4], что наибольшую долговечность в атмосферных условиях обеспечивают системы лакокрасочных покрытий на основе ЦНП. Поэтому уже к концу 70-х годов за рубежом около 80% разрешенных для мостов лакокрасочных систем в качестве грунта содержали ЦНК на эпоксидной или силикатной основе [5]. ЦНК практически вытеснили в этой области алкидные и свинцово-суриковые грунты. Первые из них не отличаются высокими защитными свойствами, вторые - признаны экологически неблагоприятными. В настоящее время в мире доминируют системы на основе цинкнаполненного грунта на эпоксидной основе с полиуретановым покрывным слоем [5-7].

В отечественном мостостроении применение ЦНП началось только в начале 90 - ых гг.. и в значительной мере было связано с освоением промышленного выпуска композиции ЦВЭС на базе собственного порошка цинка особого качества предприятием АОЗТ НПП «Высокодисперсные металлические порошки» (ВМП), г. Екатеринбург. Начиная с 1991 г., данная ЦНК успешно использовалась для защиты таких крупных сооружений, как мосты через реки Чубук (Турция) и Обь (Сургут), многих объектов Московской кольцевой автодороги, Рублево - Успенского и Бережковского мостов, Октябрьского путепровода, комплекса Москва - Сити и др. (рис.2).


защита от коррозии металлоконструкций

В 1995 году на основании результатов испытаний в НИИ транспортного строительства (ЦНИИС, г. Москва) и многолетнего опыта применения композиция ЦВЭС введена в отраслевой стандарт «Корпорации Трансстрой» СТП - 001 - 95 «Защита металлических конструкций мостов от коррозии методом окрашивания» и на сегодняшний день является единственным отечественным ЦНК, входящим в последнюю редакцию этого документа [8] (табл.2). Технология нанесения ЦВЭС освоена многими заводами - изготовителями мостовых металлоконструкций.

Таблица 2. Системы покрытий для защиты мостовых металлоконструкций.

Грунтовочный материал Покрывная эмаль Общая толщина покрытия, мкм Срок службы в различных условиях эксплуатации, года, не менее Стоимость ЛКМ на 1 м2 (в ценах на декабрь 2001 г.), руб.
Марка Толщина, мкм Марка (кол-во слоев) Производитель У1 УХЛ1, ХЛ 1
1 ЦИНОТАН 80-100 ХП – 7120 ОАО НПФ «Спектр ЛК», г. Москва 140-180 10 10 90
2 ЦИНОТАН 80-100 Виникор (2) ООО НВПФ «Экор–Нева», г. С-Петербург 150-190 10 10 97
31) ЦВЭС 80-100 Виниколор (2) НИПРОИНС НПФ «Пигмент», г. С-Петербург 140-160 10 10 98
41) ЦВЭС 80-100 ХВ – 16 (2-3) Различные производители 120-140 8 7 85
51) ЦВЭС 80-100 Steеlpaint – Mica (2) Фирма Stelpaint, Германия 220-250 12 10 181
6 ЦВЭС 80-100 Виникор (2) ООО НВПФ «Экор–Нева», г. С-Петербург 150-190 10 10 105
7 ЦВЭС 80-100 ПАЭС (2) НПП ВМП, г. Екатеринбург 120-160 10 10 98
82) ЦВЭС 80-100 ХС –119 (2) Рижский ЛКЗ, Латвия 120-160 10 10 98
9 ЦИНОЛ 80-100 АЛПОЛ (2) НПП ВМП, г. Екатеринбург 120-160 10 10 99
101) ФЛ – 03 К 40-50 ХВ - 16 Различные производители 90-120 5(фактически – меньше) Применение не допускается 19
111) ГФ - 0119 40-50 ХВ - 16 Различные производители 90-120 5 (фактически – меньше) Применение не допускается 15

Примечания:1) - системы, введенные в СТП – 001 – 95*, остальные – рекомендованы ЦНИИСом. Однако, СТП – 001 – 95* допускает применение не упомянутых в нем систем, при их согласовании с ЦНИИСом. 2) - система была введена в первую редакцию СТП – 001 -95.

Некоторые характеристики композиции ЦВЭС и покрытия на ее основе приведены в табл.3 - 4. Несмотря на ряд очевидных достоинств, отдельные свойства композиции, обусловленные химической природой пленкообразователя (двухупаковочность, повышенная чувствительность к качеству подготовки поверхности) снижают ее привлекательность для потребителей.

В связи с этим в последние годы на НПП ВМП разработаны и производятся в промышленном объеме новые ЦНК, учитывающие мировые тенденции развития в области антикоррозионных ЛКМ: полиуретановая композиция ЦИНОТАН; краска ЦИНОЛ на полимерной основе; эпоксидная грунтовка ЦИНЭП (табл. 3-4). Кроме того, разработана шпатлевка ЦИНМАСТИК для заделки стыков металлоконструкций, также содержащая порошок цинка.

Таблица 3. Характеристики ЦНК производства НПП ВМП

Марка Кол-во
упаковок, шт.
Тип пленко
образователя
Условия
нанесения
Условная вязкость
по ВЗ 246-4,
ГОСТ 8420-72, с
Время высыхания
до степени 3
по ГОСТ 19007,
часы, не более
Толщина сухого
слоя, мкм
Теоретический расход
на 1 слой покрытия,
г/ м2
Темпе
ратура, оС
Относи
тельная
влажность, %
ЦИНОТАН 1 Полиуретан, отверждаемый влагой воздуха От –15 до +40 30 - 98 20-80 3 40-60 200-290
ЦВЭС 2 Модифици
рованный
этилсиликат
От –15 до +40 30 - 80 17-32 0,5 20-40 130 - 230
ЦИНОЛ 1 Высокомо
лекулярный
полимер
От –15 до +40 До 90 15-30 0,5 30-50 200 - 320
ЦИНЭП 2 Эпоксидный От +10 до +40 До 80 25-55 1,5 40-60 200 –300

Таблица 4. Характеристики ЦНП производства НПП ВМП

Марка Адгезия по ГОСТ 15140-78, баллы, не более Эластичность при изгибе по ГОСТ 6806-73, мм, не более Прочность при ударе по ГОСТ 4765-73, см, не менее Содержание цинка в покрытии, мас. %
ЦИНОТАН 1 2 50 83-86
ЦВЭС 1 3 50 89-92
ЦИНОЛ 1 5 50 95-96
ЦИНЭП 1 3 50 86-89

Среди достоинств новых ЦНК можно отметить следующие:

  • ЦИНОЛ и ЦИНОТАН - одноупаковочны, что повышает их технологичность;
  • нанесение ЦИНОЛа и ЦИНОТАНа возможно при повышенной влажности воздуха (табл.3). Для ЦИНОТАНа такие условия даже более предпочтительны с точки зрения времени сушки покрытия;
  • композиции ЦИНОЛ, ЦИНОТАН и ЦИНЭП менее требовательны к качеству подготовки поверхности по сравнению с ЦВЭС. Для них допускается дробе-(песко-)струйная очистка до степени Sa 2,0 по ИСО 8501-1:1988, а при ремонтных работах в труднодоступных местах - и механическая очистка до степени St 2- St 3.

Системы покрытий на основе ЦИНОТАНа и ЦИНОЛа прошли успешную проверку в ЦНИИСе и рекомендованы для защиты мостовых металлоконструкций (табл.2).

Все ЦНК производства НПП ВМП отличаются прочным сцеплением со сталью, стойкостью к механическим повреждениям, эластичностью (табл.4), высокими защитными свойствами (табл.2), а также технологичностью при нанесении как в заводских условиях, так и на строительной площадке.

Кроме того, эти материалы отвечают современным экологическим нормам: они содержат либо малотоксичный растворитель (ЦВЭС), либо небольшое его количество - менее 25% (другие композиции).

ЦНК производства НПП ВМП весьма привлекательны и с точки зрения их применения в суровых климатических условиях России:

  • большинство из них, за исключением ЦИНЭП, можно наносить в условиях пониженных температур, вплоть до -15 оС;
  • в отличие от обычных лакокрасочных покрытий для ЦНК не характерно растрескивание и отслаивание, возникающее при перепаде температур в холодном климате [9].

И в дополнение ко всему вышесказанному, ЦНП относятся к группе материалов, не распространяющих пламя по поверхности [9]. Это делает предпочтительным их использование в местах большого скопления транспорта и людей.

В целом, при выборе надежной системы защиты мостов следует придерживаться принятой в мире практики: чем сложнее ожидаемые условия эксплуатации моста (высокая степень загрязнения атмосферы, повышенная влажность, холодный климат и др.), тем больше оснований в пользу выбора ЦНП в качестве грунта.

Несмотря на то, что все ЦНК производства НПП ВМП, в целом, полностью удовлетворяют требованиям, предъявляемым к грунтам для защиты мостовых металлоконструкций, по нашему мнению, в этой отрасли наиболее эффективно применение композиции ЦИНОТАН. Этот материал специально разрабатывался для мостостроения с целью замены композиции ЦВЭС. При этом последняя не потеряла своего значения в ряде отраслей, где применение других материалов невозможно.

ЦИНОТАН обладает всеми общепризнанными достоинствами полиуретанов [10], удобен в работе, доступен, экономичен, имеет надежные покрывные атмосферостойкие эмали. Его физико- механические и защитные свойства не уступают характеристикам известных аналогов, например, грунту Steelpaint - PU-Zn. Выпуск ЦИНОТАНа на НПП ВМП базируется на собственном производстве специального полиуретанового лака, что во многом гарантирует его независимость от импорта.

защита от коррозии металлоконструкций

ЦИНОТАН уже применялся для защиты ряда крупных объектов, среди них - мост через р.Волгу (Ульяновск). Работы по окраске пролетного строения проводились в 1999-2001 гг. непосредственно на строительной площадке вблизи воды (рис.3). В качестве покрывной эмали использована ХП - 7120. Кроме того, композиция ЦИНОТАН прошла неоднократную апробацию на заводах ОАО «Мостоиндустрии»: «Курганстальмост», Чеховский завод мостовых металлоконструкций. В ходе этих работ технологические характеристики материала были приведены в соответствие с требованиями предприятий отрасли.

Несмотря на неоспоримые достоинства ЦНК, объем их использования в отечественном мостостроении не очень высок. Безусловно, это связано с более высокой стоимостью ЦНК по сравнению с обычными грунтами (табл. 2), а также с необходимостью более тщательной подготовки поверхности перед их нанесением. В то же время, стоимость материалов для системы покрытий на основе ЦНК составляет всего около 30-40% от общих затрат по ее нанесению даже в заводских условиях, а в условиях монтажной площадки и того меньше.

Кроме того, срок службы систем покрытий на основе ЦНП в целом составляет не менее 10-12 лет, в то время как для традиционных в России систем на основе грунтовок ГФ - 0119 и ФЛ - 03 К, введенных в СТП - 001- 95*, прогнозируемый срок службы в два раза ниже (табл.2). Фактически же известно, что переокраска конструкций, защищенных лакокрасочными покрытиями на основе ГФ - 0119 и ФЛ - 03 К, производится через 1-2 года. Учитывая это, применение ЦНК позволит многократно уменьшить последующие затраты на эксплуатацию и ремонт.

Если рассматривать вопрос об экономической целесообразности применения ЦНК с точки зрения снижения отложенных затрат, то следует обратить особое внимание на применяемые покрывные эмали.

ЦНП производства ВМП совместимы с большим количеством различных атмосферостойких эмалей известных российских и зарубежных производителей. В ассортименте ВМП имеются и собственные покрывные материалы на основе алюминиевой пудры (ПАЭС, АЛПОЛ, АЛЮМОТАН) (табл.2).

В отечественном мостостроении доступность и относительно низкая стоимость определили широкое распространение в качестве покрывных слоев перхлорвиниловых материалов (ХВ-16). Однако, с точки зрения эффективности защиты наиболее перспективны эмали на основе модифицированных эпоксидов (Виникор, Виниколор), хлорсульфированного полиэтилена (ХП-7120), полиуретанов, акрилов, способных обеспечить сроки службы 15 лет и более. Материалы двух последних типов в России в настоящее время практически не выпускаются, использование же зарубежных - приводит к повышению затрат на систему в целом в 1,6 - 2 раза.

В связи с этим на НПП ВМП подготовлены к выпуску собственные полиуретановые и акриловые эмали для атмосферных условий эксплуатации. Ожидаемое при этом снижение стоимости материалов, например, для системы «ЦНК + полиуретановая эмаль» по сравнению с импортной, составит не менее 30-40%.

В заключение необходимо отметить, что за годы работы НПП ВМП утвердилось на рынке, и на сегодняшний день занимает в России лидирующее положение в области разработки и производства цинкнаполненных материалов для защиты от коррозии. Производственные мощности по их выпуску составляют порядка 5000 тонн в год и способны удовлетворить потребности любых крупных заказчиков. Предприятие непрерывно развивается, расширяя ассортимент продукции и вводя в строй новые производственные мощности. В частности, в 2002 году вводится линия по выпуску покрывных материалов для комплексных систем покрытий.

ЦНК производства НПП ВМП и системы на их основе введены в стандарты многих отраслей хозяйства. В сферу деятельности предприятия входит и технологическое сопровождение продукции, которое включает предоставление необходимой документации и всестороннюю помощь в освоении материалов. НПП ВМП готово к расширению сотрудничества с предприятиями мостоиндустрии в целях повышения качества антикоррозионной защиты строящихся и реконструируемых мостов в России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Окрасочные работы в машиностроении: Справочник / Искра Е.В., Луковский А.М., Петров Ю.С. и др. - Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1984. С.256
  2. Розенфельд И.Л. и др. Защита металлов от коррозии лакокрасочными покрытиями. М.: Химия, 1987, 224 с.
  3. Фришберг И.В., Юркина Л.П., Субботина О.Ю., Посохин Ю.В. Современные отечественные цинкнаполненные краски. Опыт их применения. Лакокрасочные материалы, 1997, № 2, с. 8-13.
  4. ИСО 12944 «Лаки и краски. Антикоррозионная защита стальных конструкций с помощью защитных лакокрасочных систем».
  5. Высококачественные покрытия для стальных мостов - Журнал Тиккурила коутингс. №1, 1999. С. 12-15.
  6. Oresund project protected by International Protective Coatings - Anticorros. Meth. And Mater. - 1999 - 46, №3, с. 222-223.
  7. International protects Oresund crossing - Corros. Manag. - 1999, №28, с.13.
  8. СТП 001-95*. «Защита металлических конструкций мостов от коррозии методом окрашивания». М.: Корпорация «Трансстрой», 2000.
  9. Субботина О.Ю., Пирогов В.Д., Самсонова А.И., Балахнина Л.А. Цинкнаполненные покрытия ЦВЭС и ЦИНОЛ для защиты от коррозии в судостроении и судоремонте. Лакокрасочные материалы, 1998, № 9, с.25-30.
  10. Ямский В.А. Полиуретановые лакокрасочные материалы. Лакокрасочные материалы, 1995, №2, с.19-22.