Задать вопрос специалисту
Ваше имя
Ваш E-mail
Телефонный номер
Ваш вопрос

Отечественные покрытия одобрены мостостроителями

Отечественные покрытия одобрены мостостроителями

Отечественные покрытия одобрены мостостроителями
журнал
«Мир дорог» №4 2007
Полное описание
Строящийся в Ульяновске внеклассный мостовой переход через Волгу уникален - по протяженности он будет крупнейшим в России, и одним из крупнейших в Европе (рис.1).

Мост должен обеспечить дополнительные евроазиатские транспортные связи в направлении Европа — Центральная Россия — Урал — Сибирь и решить автотранспортные проблемы Ульяновской области и Поволжья. Его строительство начато в 1987 году, но из-за отсутствия должного финансирования велось крайне медленно, и к 2006 году было выполнено всего около половины объема работ.

Сегодня переходу в Ульяновске уделяется повышенное внимание, завершение его строительства является одной из первоочередных задач федеральной программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)». Открытие движения по 1-му пусковому участку первой очереди моста намечено на 2009 год.

Строительство любого уникального объекта всегда предполагает необходимость поиска новых нестандартных решений и часто становится толчком для внедрения новых материалов и технологий. Не стал исключением и Ульяновский мост. Одним из таких апробированных на нем новшеств, а сейчас - успешно применяющихся, стали отечественные полиуретановые материалы для защиты от коррозии производства компании ВМП.

Выбор антикоррозионного лакокрасочного покрытия, которое надежно защитило бы металлоконструкции на период строительства (особенно актуально для «долгостроев») и эксплуатации, является одной из важнейших задач при строительстве мостовых сооружений.

В мировой практике защиты мостов от коррозии общепризнано, что наибольшую долговечность обеспечивают системы покрытий на основе цинкнаполненных грунтовок. Как правило, это трехслойные покрытия, состоящие из протекторной грунтовки с цинковой пылью, промежуточного слоя с антикоррозионными пигментами и декоративного слоя с повышенной атмосферо- и УФ - стойкостью. Согласно международной классификации ИСО 12944 подобные системы обеспечивают долговременную, свыше 15 лет, защиту даже в атмосфере с высокой коррозионной агрессивностью.

С середины 80-х годов прошлого столетия в зарубежном, а затем и в российском мостостроении наблюдается устойчивая тенденция к увеличению использования полиуретановых лакокрасочных материалов. Их преимущества хорошо известны: удобство применения за счет одноупаковочности; возможность нанесения в широком диапазоне погодных условий, в том числе при повышенной влажности, что особенно важно при работе на строительной площадке в российском климате; отличная адгезия к металлу и эластичность; высокая устойчивость к воздействию промышленных выбросов, осадков и других климатических факторов.

Сегодня типовой российской практикой защиты от коррозии внеклассных мостовых переходов является применение лакокрасочных покрытий зарубежного производства. Несмотря на проверенное качество этих материалов, их применение, безусловно, имеет ряд отрицательных моментов по сравнению с отечественной продукцией. Среди них - более высокая стоимость и длительные сроки доставки, сложности в получении технической поддержки, а в масштабе всей страны - приобретение экономической зависимости стратегически важных объектов от зарубежных поставок и торможение развития собственной индустрии защитных материалов.

Не удивительно, что полиуретановые покрытия привлекли пристальное внимание ульяновских мостостроителей. В конце 90-ых годов прошлого века в связи с оживлением строительства потребовался новый подход к вопросу выбора защитного покрытия, поскольку давно заложенные в проект решения морально устарели. Кроме того, на воде уже несколько лет стояли требующие переокраски шесть пролетов, поскольку срок службы использованной на них малоэффективной алкидной грунтовки давно истек. А окраска над водой, как известно, предъявляет дополнительные требования к лакокрасочным материалам.

В это же время на научно – производственном предприятии ВМП в Екатеринбурге впервые в России была разработана и запущена в производство одноупаковочная цинкнаполненная грунтовка на основе отверждаемого влагой воздуха полиуретанового полимера - композиция ЦИНОТАН.

Научно-производственное предприятие «Высокодисперсные металлические порошки» (ВМП) основано в 1991 году. Занимает ведущие позиции среди российских производителей антикоррозионных лакокрасочных материалов прогрессивного ассортимента. В настоящее время является признанным лидером в области «холодного» цинкования стали и полиуретановых покрытий.

В отличие от других производителей ВМП располагает собственным производством специального порошка цинка и ряда полимерных смол, что гарантирует оперативность выпуска, приемлемую стоимость и высокое качество продукции. Система менеджмента качества предприятия сертифицирована в соответствии с ISO 9001-2000 концерном AeroCert AG (Германия).

С мостостроительной отраслью ВМП связывает длительное сотрудничество - более 15 лет предприятие является основным отечественным поставщиком цинкнаполненных грунтовок (ЦВЭС, ЦИНОТАН) и комплексных систем покрытий на их основе. За это время защищено более 200 тысяч тонн мостовых металлоконструкций, среди которых объекты МКАД (Москва), мосты через р. Обь (Сургут, Новосибирск), р. Иртыш (Тобольск), р. Кама (Пермь), сооружения в Турции, Белоруссии, Казахстане.

Высокие защитные свойства покрытий ВМП многократно подтверждены ведущими сертификационными центрами страны различных отраслей, в том числе в транспортном строительстве. Их применение регламентировано общероссийскими и отраслевыми стандартами. Технология нанесения материалов успешно освоена десятками крупнейших предприятий страны и ближнего зарубежья.

Так в 1999 г. началось сотрудничество заказчика строительства перехода - ГП «Ульяновскавтодор» (ныне ОГУ «Департамент автомобильных дорог» Ульяновской области»), и компании ВМП. В этом же году в ходе опытно-промышленных работ композицией ЦИНОТАН окрасочной фирмой ООО «Мост» было защищено около 1 тыс. кв. м. металлоконструкций установленного на стапеле пролета 15-16, а затем в 2000 – 2001 гг.. силами «Волгатрансстрой» окрашено более 15 тыс. кв.м. его площади.

Окрасочные работы проводились в соответствии с технологическим регламентом, согласованным ЦНИИС. Композиция наносилась методом безвоздушного распыления в 2 слоя на подготовленную абразиво-струйным методом поверхность. Работы получили положительную оценку и продемонстрировали технологичность композиции ЦИНОТАН на строительной площадке.

Регулярное наблюдение за состоянием покрытия на пролете 15-16 с момента нанесения по настоящее время позволило установить и его высокие эксплуатационные свойства.

Сегодня подтвержденный срок службы не перекрытой эмалями грунтовки ЦИНОТАН со средней толщиной 90 мкм в реальных условиях эксплуатации объекта - не менее 7 лет. При этом нанесенное в полевых условиях покрытие сохраняет повышенную прочность сцепления со сталью - 8,1 МПа (измерения 2007 г.), что более чем в 2,5 раза превышает нормативное значение для защитных покрытий. Таким образом, результаты проведенных в ЦНИИС и других институтах ускоренных испытаний нашли полное подтверждение на практике. В 2006 году, с началом увеличения темпов строительства мостового перехода, применение на нем отечественных полиуретановых материалов, прерванное в силу ряда объективных причин, было возобновлено. Этому, несомненно, способствовали положительные результаты эксплуатации грунтовки ЦИНОТАН на данном объекте.

Кроме того, за это время предприятие ВМП освоило выпуск собственных полиуретановых эмалей серии ПОЛИТОН – УР и разработало для защиты мостовых конструкций систему покрытия на основе цинкнаполненной грунтовки по схеме:

ЦИНОТАН + ПОЛИТОН-УР + ПОЛИТОН – УР (УФ),

со сроком службы не менее 15 лет. Это позволило обеспечить комплексную поставку защитных материалов для всех слоев системы и исключило ранее существовавшую необходимость подбора для грунтовки ЦИНОТАН совместимых с ней эмалей других производителей. Система покрытия ВМП успешно прошла испытания в ЦНИИС и других ведущих испытательных центрах и была включена в СТО 001-2006 «Группы компаний «Трансстрой».

Одним из важнейших факторов выбора отечественных полиуретановых материалов для использования на объекте явилась их более низкая стоимость по сравнению зарубежными аналогами при не уступающих им эксплуатационных и технологических характеристиках. Разница в цене достигает, по меньшей мере, 30 %. В масштабах всего строительства экономия средств, выделяемых на него из федерального и областного бюджета, составит минимум 50 млн. рублей.

Несмотря на то, что часть поступающих с завода-изготовителя металлоконструкций перехода грунтуется материалом фирмы Steelpaint Gmb (Германия), подтвержденная испытаниями в институтах совместимость эмалей производства ВМП с импортной грунтовкой позволяет удешевить строительство на стадии монтажных работ за счет нанесения в качестве покрывных слоев значительно более дешевых эмалей ПОЛИТОН – УР без ущерба для долговечности покрытия.

В 2006 отечественными полиуретановыми покрытиями было защищено более 100 тыс.кв.м поверхности мостового перехода в Ульяновске, как по полной схеме ВМП, так и в комбинации с зарубежной грунтовкой.

Проведенный в 2007 году комиссионный осмотр покрытий через год эксплуатации показал, что обе системы покрытия на основе материалов ВМП полностью сохранили защитные и декоративные свойства. Они имеют отличную прочность сцепления со сталью – более 10 МПа, а заданный по каталогу цвет финишного слоя ПОЛИТОН-УР(УФ) - RAL 7001, не претерпел изменений. В целом же эти показатели превосходят результаты, полученные для полиуретановой системы покрытия зарубежного производства.

Помимо качества самих защитных материалов не менее важное значение для выбора их производителя имеют вопросы организации поставок и предоставления технического сервиса. В качестве положительных моментов сотрудничества следует отметить оперативность поставок материалов ВМП – не более 10 дней от заказа, организацию доставки непосредственно исполнителям работ, гибкую систему оплаты продукции.

Предприятие ВМП оказывает постоянную техническую поддержку как представителям контролирующих органов заказчика строительства, так и производителям окрасочных работ. Нанесение покрытий проводится в соответствии со специально разработанными ВМП для данного объекта и согласованными с ЦНИИС технологическими регламентами. Квалифицированные кадры ВМП – кандидаты химических наук и аттестованные в ЦНИИ КМ «Прометей» инспектора – технологи II уровня, принимают постоянное участие в обследованиях покрытия, инспектировании окраски и контроле покрытия. Проведено обучение исполнителей окрасочных работ, регулярно оказываются консультации по широкому кругу вопросов антикоррозионной защиты.

В настоящее время применение материалов ВМП на объекте продолжается.

Накопленный на мостовом переходе в Ульяновске опыт работы с отечественными полиуретановыми материалами показал, что в России есть предприятия, способные на равных конкурировать с зарубежными производителями антикоррозионных покрытий.